Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При отсутствии речевого различения звуков ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в слово «мгла», «лес» в «лист» или «лису».
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, которые ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки - по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо - громко», «быстро - медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукового различения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, не забывая, что занятия должны стать интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.
«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них ту, которая звучит аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
«Чудо - звуки».
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите: какие звуки похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи - это тоже опоры для детей в познании и обучении.
«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.
«Угадай, что звучало».
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шуршание страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Что как звучит»
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? На какой звук похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет».
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает, что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Создаем мелодию».
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко — тихо».
Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных героев, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон».
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Узнай свой голос».
Запишите на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушайте запись вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других детей.