Версия для слабовидящих

Написать руководителю

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню
Советы специалистов для родителей.

Советы специалистов для родителей.

Рубрика ведется специалистами детского сада №45 «Радуга» 

Оцените материал
(0 голосов)

Вергунова М.В. педагог — психолог

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Что влияет на социально-личностное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.

Одну из главных ролей в социальном развитие ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка одним из стимулов поведения.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.

Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом. На воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения. Кроме этого в процессе, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.

Общение – это процесс взаимодействия людей.

Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка – один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.

Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст.

В младшем возрасте ребенку необходимо и достаточно, привлечь внимание сверстников к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Необходимо обратить внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки – мышки» и пр.).

Средний дошкольный возраст.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все больше места в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после четырех лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.

Старший дошкольный возраст.

К 6–7 годам у детей снова существенно меняется отношение к ровесникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других людей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Как способствовать социально-личностному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Социально-личностному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.

Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.

Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.

Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:

- трансляция родителям положительного образа ребенка;

- ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;

- просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;

- совместное исследование и формирование личности ребенка.

Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:

- установление доверительно-делового контакта;

- обеспечение педагогической поддержки;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.

Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья».

Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.

В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.

Максимально развивать социально-личностный потенциал каждого ребенка — одна из основных задач дошкольного образования. У детей необходимо развивать навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Решить данную задачу можно при условии поиска разнообразных форм работы с воспитанниками. Одна из таких форм — коммуникативная игра.

Задачи

  • Совершенствовать приемы и методы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, умение применять полученные теоретические
  • и практические знания в своей профессиональной практике. Способствовать расширению коммуникативно - речевых умений педагогов, навыков успешного общения.
  • Развивать творческие способности педагогов.

Условия проведения

Приглашаются все желающие педагоги, группа не более 20 человек. Продолжительность семинара — 1 час.

Ход

Семинар ведет педагог-психолог .

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем семинаре-практикуме, который посвящен проблемам изучения социально-личностного развития дошкольников. Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умения применять их в своей педагогической деятельности. Итак, мы начинаем!

  • Игра-приветствие

Раз, два, три, четыре, пять —становитесь в круг опять! ( Педагоги выстраиваются в круг .) Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы!Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот обиды, неприятности и огорчения!

2. Психологическое вхождение

  • Упражнение «Рыбка»

На столе стоит «аквариум», в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезан контур большой рыбы (прорисованы только глаза и рот) . Нам всем хочется поймать золотую рыбку, которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к «аквариуму» и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний семинар-практикум. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу». ( Педагоги приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль

чешуи .) И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на семинаре будут сопутствовать удача и успех! Игра — это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

3. Ознакомление с темой семинара-практикума

  • Мини-лекция

Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти себя и свое место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Разработчики ФГОС делают акцент на социализации детей: «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечет за собой и обновление его внешних выражений: происходит «сбрасывание» старых (учебных занятий) и возникновение новых форм (проектная деятельность, исследовательская деятельность и др.).

Сейчас мы попробуем назвать виды деятельности, способствующие процессу социально-личностного развития.

Участники .

- Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

— Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

— Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.

— Познавательная деятельность - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

— Коммуникативная (общение) деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.

— Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

— Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Педагог-психолог .

Назовите формы работы с детьми дошкольного возраста.

  • Игра-задание «Методический марафон»

Педагогам предлагается мешочек с карточками, на которых написаны формы работы с детьми, используемые в дошкольных группах. Задача педагогов: вынимая по одной карточке, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности .

Варианты форм :

  • ™ Игра-инсценировка по произведению (позволяет быть наблюдателем и участником событий, помогает понять поступки свои и других, творчески реализоваться, осмыслить нравственный подтекст содержания произведения, носит коллективный характер)
  • ™ Проблемная ситуация «Как можно помириться после ссоры» (обогащает опыт общения со взрослыми; вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления).
  • ™ Этическая беседа (порождает нравственные чувства, вызывает желание разобраться в поступках).
  • ™ Создание коллективной работы (налаживание эмоционального контакта, развитие коммуникативных навыков, создание малых групп по интересам).
  • ™ Настольно-печатные игры (развитие нравственных качеств: честности, ответственности, дружелюбия; формирование социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций — умения договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты).
  • ™ Дидактическая игра «Можно и нельзя» (правила поведения на прогулке: воспитание доброжелательного отношения к людям, развитие коммуникативных навыков).

Педагог-психолог .

Предложенные формы не являются исчерпывающими. Все формы позволяют решать задач двух или более образовательных областей, используются для развития двух и более видов деятельности. Назовите универсальное средство социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Ответы участников .

Педагог-психолог .

Да, это игра. Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя поначалу просто рядом, а потом объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, которые в свою очередь имеют большое значение в формировании психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Я предлагаю послушать суждения наших детей об общении вообще.

4. Психологический практикум

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети должны понимать, что можно сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Вашему вниманию предлагаю одну из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников — коммуникативную игру. Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей, эмоциональной сферы.

Особо важно, что с помощью этих игр у детей:

  • снимаются телесные зажимы;
  • ™ происходит эмоциональная разрядка;
  • ™ развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
  • ™ активизируется внимание;
  • ™ проявляются навыки правил поведения;
  • ™ повышается самооценка.
  • Игра «Клубочек»

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Возраст : от 4 лет.

Оборудование : клубок ниток.

Дети (педагоги) садятся в полу-круг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку (педагогу) клубочек, при этом произносит начало фразы:

— Когда я вырасту, я буду...

— Мне скучно, когда...

— Не люблю, когда...

— Самое интересное — это...

— Мой лучший друг...

— Мне нравится...

— Взрослые не любят, когда...

— Летом я люблю...

— Когда я пойду в школу...

— Мама сердится, если...

— Мое самое любимое дело —это...

— Мама всегда хвалит за...

— Зимой лучше всего...

Ребенок (педагог) ловит клубочек, наматывает нитку на палец, заканчивает фразу и произносит начало другой фразы, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок (педагог) затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий . Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

  • Игра «Газета» (автор Н. Кряжева)

Цель : развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Возраст : 4—5 лет.

Количество играющих : четверо (или кратное четырем).

Необходимые приспособления : газета.

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка (педагога). Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий . Эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми.

Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны встать после определенного сигнала, а между сигналами они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети встанут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать возможность почувствовать поддержку соседа.

  • Игра «Живые бусы»

Цель : развитие доверительного отношения друг к другу, раскрепощенности в выражении эмоций.

Возраст : от 5 лет.

Дети (педагоги) делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Ведущий должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую — тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою

«иголку с ниткой» — это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды — собрать «живые бусы». Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей — в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы.

Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.

Комментарий . Для детей старше 7 лет игру можно усложнить — каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, то есть веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды — например, через брючки и рубашку. Если на одежде ребенка нет подходящих отверстий, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.

  • Игра «Волшебный букет цветов»

Цель : развитие умения проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества в других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование : ткань зеленого цвета; вырезанные лепесточки цветов для каждого ребенка.

Ведущий ( показывает на лежащий на полу кусок ткани ). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? ( Грустное, печальное, скучное .) Как вы думаете, чего на ней не хватает? ( Цветов .) Невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Дети (педагоги) по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику (педагогу) и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку (педагогу) .

Комментарий . Педагог таким образом подводит детей к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.

5. Подведение итогов

  • Упражнение «Цветик-семицветик»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать в коллективе.

Педагогам дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый педагог загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад и восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

6. Обратная связь

  • Упражнение «Розовый куст»

Цель : ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Участникам семинара предлагается назвать все происходящее одним словом и на доску поместить по мере важности три предмета: цветок, бутон и листок:

  • цветок — «узнала и научилась

многому»;

  • бутон — «все это мне знакомо,

мы используем это в работе»;

  • листочек — «считаю, что зря

потеряла время».

 

Игры, способствующие развитию навыков общения.

Игра «Сиамские близнецы».

Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Правила игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть «сиамские близнецы». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

Игра «Интервью».

Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.

Правила игры: Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

Игра «Слепой и поводырь».

Игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.

Правила игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель.столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После игры желательно обсудить с ребенком, что он чувствовал , будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры.

Игра «Комплименты».

Игра помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Правила игры: Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты или получать их.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1996.

2. Кононенко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.

3. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.

4. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.

5. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.

6.Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.

7. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: « Просвещение», 1985.

Оцените материал
(0 голосов)

Синдром эмоционального выгорания у воспитателей и педагогов ДОУ. Причины, способы преодоления.

Вергунова Мария Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ д/с №45 «Радуга».

В современных реалиях дошкольного образования достаточно распространен крайне опасный во всех отношениях синдром, и имя его «синдром эмоционального выгорания». Чем больше педагог и воспитатель «вкладываются» в развитие детского коллектива, причем вне зависимости от того, обусловлено это отчетливо высоким, либо столь же отчетливо низким исходным уровнем этого развития, тем интенсивнее происходит формирование синдрома эмоционального выгорания. Типичная для большинства педагогов и воспитателей ДОУ структура трудовой мотивации такова, что сама по себе несет высокий риск формирования синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов воспитателя и педагогов, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием развития выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью.

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Синдром профессионального выгорания сопровождается физическими симптомами и истощением эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным).

Профессиональная деятельность воспитателя и педагога дошкольного образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей. Воспитатели и педагоги как представители группы социальных профессий характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание – это не блажь, а серьезное заболевание, которое может привести к неприятным последствиям, если его запустить. При первых симптомах профессионального выгорания стоит обратиться к специалисту-психологу, а если эти симптомы физические, вам может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним – особые тренинги и упражнения.

Таким образом, «профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Возникает вопрос: каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение “Напряжение - расслабление”

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий.

Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?

  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?

  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Вот небольшой пример доступных техник и способов борьбы со стрессом и напряжением, которые возникают во время трудового дня у специалистов ДОУ, что данные упражнения возможно проводить и без участия психолога.

Важность проговаривания данной проблемы, а также осознание и принятие ее это уже большой шаг на пути к здоровому эмоциональному и психическому состоянию воспитателей и педагогов ДОУ.

 

Оцените материал
(0 голосов)

Рекомендации психолога: как вести себя в период масштабной паники?!

1. Паника-зачем оно Вам надо? Ответьте на это вопрос сами себе, только честно!

2. Есть ли у Вас признаки болезни? Если да-немедленно обратитесь к врачу! Если нет- идем дальше....

3. Осмотритесь, кто Вас окружает? Семья, дети, друг/подруга... расскажите им как Вы их любите!

4. Не забывайте следовать рекомендациям и соблюдать правила гигиены!

5. Ищите в любой ситуации плюсы: например, наконец появилось время попробовать что-то новое или выспаться, или "прогуляться" по виртуальным экскурсиям. Благо в соцсетях и мессенджерах была рассылка!

6. Важно соблюдать правила и делать все☝️ здесь и сейчас! Это основной принцип!

7. Самое главное берегите себя и, если, Вам грустно и одиноко, не стесняйтесь поделиться своими мыслями!

И на последок- вот коллекция занятий, чем еще можно заняться #покасидимдома#насамоизоляции

Фото работ детей, видео.

01 360x270 

Никоноров Павел, подготовительная группа "Солнышко", увлекается поделками животных из бумаги

Оцените материал
(2 голосов)
Воспитывать детей важно не только нравственно, прививать им любовь к прекрасному, приобщать к труду и развивать их интеллект. Необходимо также делать акцент на эмоции маленького человека. Поэтому очень важно заниматься с ребенком музыкой. Музыкальное воспитание позволяет развить в крохе чуткость, умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг него. Музыка учит ребенка…
Оцените материал
(1 Голосовать)
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности,…
Оцените материал
(1 Голосовать)
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается…
Оцените материал
(1 Голосовать)
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо  довести движения до автоматизма через зрительное восприятие. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения…
Оцените материал
(2 голосов)
Уважаемые папы и мамы! 6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте…
Оцените материал
(2 голосов)
Уважаемые папы и мамы! Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся…
Оцените материал
(3 голосов)
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе…
Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.  Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш…
Оцените материал
(10 голосов)
Музыкальное воспитание детей  Еще пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу. Сегодня же большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и…
Оцените материал
(4 голосов)
  В период от 3 до 5 лет ребенок проходит очень важную фазу своего развития: его рост и вес увеличиваются пропорционально, родителям необходимо следить за соответствием этих показателей друг другу.  Воспитание и развитие ребенка 3 лет, 4 лет, 5 лет  Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста…

Вверх