>
Версия для слабовидящих

Воспитатель Кошель Т.Д. Конспект занятия для подготовительной логопедической группы «Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов»

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать  эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, живопись, поэзию.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение произведений об осени, заучивание стихотворений.

Оборудование: репродукции картин по теме, ноутбук, интерактивная доска.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья. Попробуйте сами определить тему сегодняшней нашей беседы, а я вам немного помогу – загадаю загадку.

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане.

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стыть,

Тучам – злиться,

Ну а нам с вами учиться. (осень)

- Да, ребята это осень. «У природы нет плохой погоды». И в самом деле, каждое время года чудесно по – своему. Как прекрасна зима с её звонким морозцем, пушистыми снежными сугробами; как очаровательна весна, когда на деревьях появляются почки, а из-под снега появляется молодая зелёная травка и первые цветы; мы обожаем лето с его жарким солнышком и яркой радугой на небе. А осень? Любите ли вы осень? (ответы детей). Конечно, в поздней осени довольно мало прелести: грязь, слякоть, пасмурное небо, холодные хмурые дожди. Найти очарование в этом дано не каждому. Зато красотой ранней осени нельзя не плениться: воздух необыкновенно прозрачен и свеж, серебрятся между стволами деревьев тонкие нити - паутинки, солнце светит даже ярче, чем летом, только не греет. А листья! На деревьях, земле разноцветное пёстрое покрывало. Это природа, перед тем как отправить деревья на покой, устраивает последний лесной карнавал, своеобразную выставку красоты деревьев. Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень   посредством произведений живописи, музыки и поэзии. У нас сегодня импровизированный  листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите.

Дети садятся на стульчики

Звучит лирическая песня

Воспитатель: Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна. Сейчас я вам расскажу сказку об одном художнике.

Жил – был грустный художник. А грустный он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго. Сначала надо учиться рисовать. Потом писать красками, а потом ещё делать это так, как до тебя это делать никто не умел. У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а теплой одежды и вовсе не имел. В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Да, трудно пришлось грустному художнику, но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.

Репродукция картины «Золотая осень»

- Ребята, как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)

- А Левитан назвал её – «Золотая осень». Давайте внимательно рассмотрим её. Что чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение? (радость, спокойствие, поэтичность).

- Давайте внимательно рассмотрим деревья, какие они?

- А как художник изобразил речку на картине? Какая она? (тихая, спокойная)

- Какой день изобразил художник? (светлый, солнечный день)

- Какой цвет помог художнику показать золотую осень?

- Какие краски он использует, чтобы показать своё отношение к этому периоду осени?

Обобщение: На своей картине художник изобразил спокойный солнечный день в середине осени. Перед нами березовая рощица. Берёза – очень живописное дерево. Присмотревшись, мы видим, и дальнее зеленое поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, и рощица на правом берегу ещё бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к жёлтым берёзкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Пейзажи этого художника называют шедеврами. Иногда говорят: «Художник воспел красоту природы». А сейчас внимание на экран мы с вами посмотрим картины других русских художников.

- Ребята! Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом.

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Александр Сергеевич Пушкин и Алексей Плещеев, Константин Бальмонт и Федор Тютчев, Сергей Есенин, такие замечательные поэты посвятили осени свои стихи.

Чтение стихотворений об осени детьми. Сейчас мы услышим стихи в исполнении наших детей.

 А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 - Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами.

Алексей Николаевич Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

- Какая осень у Плещеева? От чего грустно?

 Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение (он грустит вместе с природой)

- Через свою поэзию С. Есенин смог рассказать о своей безграничной любви к родному краю.

- Видите, какую разную осень показали поэты. Одна – весёлая, красивая, другая – грустная.

У художников – краски, у поэтов – слова, у композиторов только звуки.

Тихо – тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

Времена года – звучит запись

- Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П. И. Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень удивительная пора.

- Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?

- А почему осень – это печальное время года?

Слушание пьес других композиторов.

- Какое настроение передаёт композитор в своей музыке?

- Какие картины осени вы услышали, представили себе?

- Октябрь – это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, с тихим плачем осеннего дождя. Кажется, что природа глубоко задумалась.

Воспитатель: Стихи, живопись и музыка помогают нам открывать красоту родного   края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир     искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному. Постарайтесь же стать такими.

Вверх