«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» - Детский сад №45 Радуга >
Версия для слабовидящих

Написать руководителю

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вергунова М.В. педагог — психолог

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Что влияет на социально-личностное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.

Одну из главных ролей в социальном развитие ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка одним из стимулов поведения.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.

Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом. На воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения. Кроме этого в процессе, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.

Общение – это процесс взаимодействия людей.

Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка – один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.

Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст.

В младшем возрасте ребенку необходимо и достаточно, привлечь внимание сверстников к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Необходимо обратить внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки – мышки» и пр.).

Средний дошкольный возраст.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все больше места в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после четырех лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.

Старший дошкольный возраст.

К 6–7 годам у детей снова существенно меняется отношение к ровесникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других людей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Как способствовать социально-личностному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Социально-личностному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.

Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.

Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.

Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:

- трансляция родителям положительного образа ребенка;

- ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;

- просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;

- совместное исследование и формирование личности ребенка.

Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:

- установление доверительно-делового контакта;

- обеспечение педагогической поддержки;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.

Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья».

Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.

В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.

Максимально развивать социально-личностный потенциал каждого ребенка — одна из основных задач дошкольного образования. У детей необходимо развивать навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Решить данную задачу можно при условии поиска разнообразных форм работы с воспитанниками. Одна из таких форм — коммуникативная игра.

Задачи

  • Совершенствовать приемы и методы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, умение применять полученные теоретические
  • и практические знания в своей профессиональной практике. Способствовать расширению коммуникативно - речевых умений педагогов, навыков успешного общения.
  • Развивать творческие способности педагогов.

Условия проведения

Приглашаются все желающие педагоги, группа не более 20 человек. Продолжительность семинара — 1 час.

Ход

Семинар ведет педагог-психолог .

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем семинаре-практикуме, который посвящен проблемам изучения социально-личностного развития дошкольников. Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умения применять их в своей педагогической деятельности. Итак, мы начинаем!

  • Игра-приветствие

Раз, два, три, четыре, пять —становитесь в круг опять! ( Педагоги выстраиваются в круг .) Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы!Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот обиды, неприятности и огорчения!

2. Психологическое вхождение

  • Упражнение «Рыбка»

На столе стоит «аквариум», в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезан контур большой рыбы (прорисованы только глаза и рот) . Нам всем хочется поймать золотую рыбку, которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к «аквариуму» и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний семинар-практикум. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу». ( Педагоги приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль

чешуи .) И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на семинаре будут сопутствовать удача и успех! Игра — это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

3. Ознакомление с темой семинара-практикума

  • Мини-лекция

Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти себя и свое место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Разработчики ФГОС делают акцент на социализации детей: «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечет за собой и обновление его внешних выражений: происходит «сбрасывание» старых (учебных занятий) и возникновение новых форм (проектная деятельность, исследовательская деятельность и др.).

Сейчас мы попробуем назвать виды деятельности, способствующие процессу социально-личностного развития.

Участники .

- Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

— Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

— Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.

— Познавательная деятельность - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

— Коммуникативная (общение) деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.

— Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

— Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Педагог-психолог .

Назовите формы работы с детьми дошкольного возраста.

  • Игра-задание «Методический марафон»

Педагогам предлагается мешочек с карточками, на которых написаны формы работы с детьми, используемые в дошкольных группах. Задача педагогов: вынимая по одной карточке, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности .

Варианты форм :

  • ™ Игра-инсценировка по произведению (позволяет быть наблюдателем и участником событий, помогает понять поступки свои и других, творчески реализоваться, осмыслить нравственный подтекст содержания произведения, носит коллективный характер)
  • ™ Проблемная ситуация «Как можно помириться после ссоры» (обогащает опыт общения со взрослыми; вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления).
  • ™ Этическая беседа (порождает нравственные чувства, вызывает желание разобраться в поступках).
  • ™ Создание коллективной работы (налаживание эмоционального контакта, развитие коммуникативных навыков, создание малых групп по интересам).
  • ™ Настольно-печатные игры (развитие нравственных качеств: честности, ответственности, дружелюбия; формирование социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций — умения договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты).
  • ™ Дидактическая игра «Можно и нельзя» (правила поведения на прогулке: воспитание доброжелательного отношения к людям, развитие коммуникативных навыков).

Педагог-психолог .

Предложенные формы не являются исчерпывающими. Все формы позволяют решать задач двух или более образовательных областей, используются для развития двух и более видов деятельности. Назовите универсальное средство социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Ответы участников .

Педагог-психолог .

Да, это игра. Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя поначалу просто рядом, а потом объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, которые в свою очередь имеют большое значение в формировании психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Я предлагаю послушать суждения наших детей об общении вообще.

4. Психологический практикум

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети должны понимать, что можно сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Вашему вниманию предлагаю одну из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников — коммуникативную игру. Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей, эмоциональной сферы.

Особо важно, что с помощью этих игр у детей:

  • снимаются телесные зажимы;
  • ™ происходит эмоциональная разрядка;
  • ™ развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
  • ™ активизируется внимание;
  • ™ проявляются навыки правил поведения;
  • ™ повышается самооценка.
  • Игра «Клубочек»

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Возраст : от 4 лет.

Оборудование : клубок ниток.

Дети (педагоги) садятся в полу-круг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку (педагогу) клубочек, при этом произносит начало фразы:

— Когда я вырасту, я буду...

— Мне скучно, когда...

— Не люблю, когда...

— Самое интересное — это...

— Мой лучший друг...

— Мне нравится...

— Взрослые не любят, когда...

— Летом я люблю...

— Когда я пойду в школу...

— Мама сердится, если...

— Мое самое любимое дело —это...

— Мама всегда хвалит за...

— Зимой лучше всего...

Ребенок (педагог) ловит клубочек, наматывает нитку на палец, заканчивает фразу и произносит начало другой фразы, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок (педагог) затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий . Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

  • Игра «Газета» (автор Н. Кряжева)

Цель : развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Возраст : 4—5 лет.

Количество играющих : четверо (или кратное четырем).

Необходимые приспособления : газета.

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка (педагога). Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий . Эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми.

Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны встать после определенного сигнала, а между сигналами они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети встанут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать возможность почувствовать поддержку соседа.

  • Игра «Живые бусы»

Цель : развитие доверительного отношения друг к другу, раскрепощенности в выражении эмоций.

Возраст : от 5 лет.

Дети (педагоги) делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Ведущий должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую — тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою

«иголку с ниткой» — это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды — собрать «живые бусы». Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей — в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы.

Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.

Комментарий . Для детей старше 7 лет игру можно усложнить — каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, то есть веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды — например, через брючки и рубашку. Если на одежде ребенка нет подходящих отверстий, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.

  • Игра «Волшебный букет цветов»

Цель : развитие умения проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества в других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование : ткань зеленого цвета; вырезанные лепесточки цветов для каждого ребенка.

Ведущий ( показывает на лежащий на полу кусок ткани ). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? ( Грустное, печальное, скучное .) Как вы думаете, чего на ней не хватает? ( Цветов .) Невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Дети (педагоги) по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику (педагогу) и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку (педагогу) .

Комментарий . Педагог таким образом подводит детей к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.

5. Подведение итогов

  • Упражнение «Цветик-семицветик»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать в коллективе.

Педагогам дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый педагог загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад и восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

6. Обратная связь

  • Упражнение «Розовый куст»

Цель : ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Участникам семинара предлагается назвать все происходящее одним словом и на доску поместить по мере важности три предмета: цветок, бутон и листок:

  • цветок — «узнала и научилась

многому»;

  • бутон — «все это мне знакомо,

мы используем это в работе»;

  • листочек — «считаю, что зря

потеряла время».

 

Игры, способствующие развитию навыков общения.

Игра «Сиамские близнецы».

Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Правила игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть «сиамские близнецы». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

Игра «Интервью».

Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.

Правила игры: Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

Игра «Слепой и поводырь».

Игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.

Правила игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель.столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После игры желательно обсудить с ребенком, что он чувствовал , будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры.

Игра «Комплименты».

Игра помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Правила игры: Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты или получать их.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1996.

2. Кононенко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.

3. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.

4. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.

5. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.

6.Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.

7. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: « Просвещение», 1985.

Последнее изменение Среда, 04 мая 2022 11:26

Другие материалы в этой категории:

Вверх