>
Версия для слабовидящих

Мир музыки прекрасен и интересен. Помогите детям войти в него!

Воспитывать детей важно не только нравственно, прививать им любовь к прекрасному, приобщать к труду и развивать их интеллект. Необходимо также делать акцент на эмоции маленького человека. Поэтому очень важно заниматься с ребенком музыкой. Музыкальное воспитание позволяет развить в крохе чуткость, умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг него. Музыка учит ребенка сопереживать ближнему. Развиваясь музыкально, детки усваивают нормы нравственности, пробуждают свой интеллект, приобретают определенные вкусы. Поэтому очень важно включать музыку в жизнь ребенка. Искусство может оказать определенное влияние на человека. Так музыка воздействует на ребенка с самого его рождения. Исследования показали, что малыш благотворно развивается в утробе матери, если та слушает положительную музыку. Состояние ребенка напрямую будет зависеть от вида прослушиваемых композиций.

Музыка является и одной из основ эстетического воспитания. С ее помощью происходит становление определенных вкусов. Она способна воздействовать на эмоции человека и воспитывать его чувства.

Исследования показали, что музыкальное воспитание детей в семье правильнее всего будет начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве человек не испытывает никаких музыкальных впечатлений, в дальнейшем будет трудно заниматься его развитие в этом направлении. Интонационная природа музыки схожа с речевой средой. Как и для овладения речью необходима определенная обстановка, так и для восприятия музыки она играет немаловажную роль.

Музыка способна воспитывать чувства, воздействовать на эмоции, развивать вкусы и интересы, любовь к прекрасному, а также совершенствовать мышление. Поэтому важно начинать музыкальное воспитание с дошкольного возраста. Именно этот период является точкой отправления для последующего духовного развития человека.

Маленькие дети практически не имеют представлений о чувствах человека. Музыка может не только передать эти представления, но и расширить их базу. Таким образом, музыкальное воспитание оказывает влияние на развитие нравственных качеств человека и эстетических чувств. Ребенок познает прекрасное через прослушивание музыкальных сочинений. Беседуя с детьми о музыке, можно развить в них интеллектуальные способности и обогатить словарный запас.

Развитие музыкальных способностей очень важно в воспитании ребенка.Так формируется отзывчивость, в основе которой лежат эмоции. Она предполагает умение сопереживать ближнему, быть добрым в отношениях с окружающими.

Музыкальные способности могут быть врожденными или развиваться во время воспитания, обучения и воздействия внешней среды. Ведущие ученые педагогики считают, что с рождения в человеке могут существовать определенные задатки, а способности следует развивать.

Как развить чувство музыки в раннем детстве?

Даже самые маленькие дети могут и должны интересоваться искусством. Музыка учит воспринимать прекрасное, видеть необыкновенность окружающего мира. Чем раньше сформируются эти впечатления, тем богаче будет эмоциональная сфера ребенка.

Малыш должен участвовать в художественно-эстетической деятельности. Ребенок учится воспринимать мир вещей, красоту природы и откликаться на них эмоционально. Так, малыш учится слышать и видеть прекрасное, казалось бы, в обычных вещах. Раскрыться творчески ребенку поможет художественная деятельность.

Чтобы развить музыкальное восприятие маленького ребенка, родителям необходимо включать в его досуг различные произведения искусства. Благодаря этому знания малышей будут расширяться, а опыт обогащаться эмоционально. Дети раннего детства очень впечатлительны. Им легко внушить что-либо. Однако привлечь внимание малыша на длительное время не представляется возможным. Ребенок будет более сосредоточен на музыкальном занятии, если его эмоциональное состояние будет положительным.

Чтобы эмоционально воздействовать на ребенка, необходимо какое-то средство. Таким орудием управления является музыкальное воспитание, которое положительно влияет на психологическое состояние малышей. В раннем детстве желание ребенка танцевать, петь, слушать музыку очень ярко выражено. Поэтому необходимо приобщать его к прекрасному через это средство воздействия на чувства.

С выбором композиций тоже есть некоторые нюансы. Более подробно они будут рассмотрены ниже. Но важно упомянуть, что пение взрослых должно вызывать положительные эмоции у малыша. Лишь тогда ему захочется слушать и подпевать. Охотнее всего дети это делают, если есть музыкальное сопровождение. Можно поиграть с малышом, обращаясь в песне к конкретному персонажу. Если есть игрушка, то следует проделать с ней те действия, о которых говориться в тексте песни.

Малышам доставляет удовольствие обучение взрослого. Они могут предложить ему выучить песенку, повторив за ними куплет несколько раз. Но иногда они просто приглашают взрослого послушать, как поют они сами. Эти действия вызывают у детей раннего возраста интерес к пению.

Малыши любят танцевать. Им доставляют радость движения под живую, энергичную музыку. Обучение танцу будет тем легче, чем более положительные эмоции он будет вызывать у детей. Можно танцевать с участием взрослого, подражая ему. Танец может быть устроен совместно с пением или игрушками. Также ребенок может плясать самостоятельно, заранее заучив движения с помощью взрослого, или проявив свой творческий потенциал.

Ни одного малыша не оставит равнодушной музыкальная игра. В такой деятельности эмоции детей достигают пика. Игры должны быть ролевыми с построением сюжета. Например, прятки, догонялки, перебежки и т. п.

Дети дошкольного возраста достаточно впечатлительны к происходящему в окружающем их мире. Этот период детства является наиболее благоприятным для музыкального развития. Он играет важную роль в формировании эмоциональной сферы малыша. Поэтому музыка, предъявляемая детям для прослушивания, должна выражать те чувства, которые необходимы для нормального развития ребенка.

Благоприятной длямузыкального воспитания детей в семье будет инструментальная музыка. Определенные тона и интонации делают её узнаваемой для ребенка. Уместным будет прослушивание пьес с участием любимых героев. Это может быть образ мышки, Буратино, самолета и т. п.

Чтобы сформировать у дошкольника музыкальный слух, необходимо проводить музыкальные игры и упражнения с элементами дидактики. Восприятие силы, высоты, тембра и длительности музыкального звука поможет развить соответствующие способности. С этой целью используют различные средства. К ним можно отнести музыкальные инструменты. Подойдут и колокольчики, и игрушки со звуком.

В три года малыши уже способны петь, повторяя за взрослым. Сначала они воспринимают звуки в конце куплета. Дальнейшее развитие позволяет им правильно исполнять звук в конце фразы. Изначально певческое дыхание дошкольника короткое, но в процессе тренировок уже к исходу третьего года оно становится более протяженным.

Движения под музыку осваиваются ребенком во время беганья, лазанья, прыганья. Таким образом дошкольник учится передавать характер музыки. В группе малышей можно провести музыкальную игру, в которой дети будут танцевать в хороводе, паре или отдельно друг от друга.

Ребенка нужно учить не только петь, но слушать и понимать музыку. В этом процессе большую роль играет игрушка. Она обязательно должна соответствовать сюжету песни. Если нет подходящей игрушки, можно просто побеседовать с ребенком и спросить у него, о чём шла речь в прослушанной песенке.

Дошкольник должен быть заинтересован в содержании песни, иначе он не будет её исполнять. Поэтому взрослому нужно пропеть её с выражением. Кроме этого, родитель может взять игрушку и обыграть сюжет песни в процессе её воспроизведения. Сначала ребенок подпевает повторяющиеся фразы, а затем заучивает песню полностью. Важно помнить, что в обучении к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Певческие интонации возникают у дошкольников благодаря положительному эмоциональному отношению к песне. Поэтому важно использовать игровые приёмы в момент воспроизведения композиции. Заучивание происходит наиболее плодотворно с использованием игрушек.

Каждая семья занимает свою ступень в музыкальной культуре. Кто-то ценит классическую музыку и уважает народную. Такие семьи, как правило, часто ходят на концерты и спектакли. В доме у них всегда звучит музыка. Они уважительно относятся к профессии музыканта. Дети получают музыкальное образование.

Не раз услышав звучащую песню, малыш способен усвоить и запомнить её. Музыкальному развитию способствует также игра на различных инструментах. Сначала это простые игрушки — ксилофоны, дудочки и прочее. По мере взросления ребенка он может научиться играть на пианино, но это уже требует профессиональных занятий с ним.

Музыкальное воспитание детей в семье — достаточно редкое явление. Исключением являются лишь семьи профессионалов. Если у ребенка есть способности к музыке, он обязательно проявит их: в пении колыбельной куклам, ритмичными постукиваниями и т. п.

Песенный репертуар может быть самым разнообразным. В раннем детстве это простые песенки, которые учат эмоциональной отзывчивости. В дошкольном возрасте в музыкальную деятельность включают более сложные композиции. Важно запомнить, что ребенок не должен быть перегружен впечатлениями, полученными от музыки. Поэтому подбирать музыкальные произведения необходимо в расчете на возраст маленького слушателя.

В раннем детстве это «Гули-гули», «Мишка косолапый» и прочие простые песенки. В три года ребенок уже способен воспринимать более сложную музыку. В этом случае родителям можно порекомендовать песни ансамбля «Колокольчик», песенки из советских мультфильмов, классическую (Чайковский) и танцевальную музыку, «Во поле береза стояла» и т. п. В пять — семь лет: «Раз, два, три» (А. Варламов), «Спой нам, ветер», «Синий-синий василек» (Н. Тимофеева) и прочее.

Итак, в музыкальном воспитании детей необходимо ориентироваться на их возраст. От этого фактора будет зависеть выбор композиций. В раннем детстве лучше слушать простую, эмоциональную музыку, а дошкольникам можно включать инструментальные произведения и заучивать с ними более сложные песенки.

Еще в древности людьми было замечено, что звуки музыки способны мощно воздействовать на человека, в особенности на детей.

Что такое музыка? Это способ воплощения художественных образов через звук. Ритмичные удары барабанов или плавные переливы струн – все это трогает и волнует детскую душу не меньше взрослой. И реагировать на музыку дети начинают, еще даже не родившись. Доказано, что мамина музыка оказывает крайне положительное влияние на развитие мозга младенца. А новорожденный малыш, слушающий колыбельные, лучше засыпает, и ест он с куда большим аппетитом под песенки-потешки.

Музыкальное развитие ребенка сказывается на формировании его умения воспринимать мир шире и ярче. Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного. Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности вашего ребенка.

Прекрасно, если ваш малыш растет в музыкальной семье. Значит, его жизнь проходит под аккомпанемент самых разных мелодий, иуже годам к пяти ваш ребенок может поразить вас утонченностью своих вкусов, а к десяти – вполне определиться со своими музыкальными предпочтениями. Если же в семье нет музыкантов, но кто-то из родителей любит музыку и умеет ее слушать, то и это уже неплохо. Ваши дети тоже обязательно будут разборчиво выбирать любимые композиции, и музыка будет занимать в их жизни не последнее место.

Но как же быть, если ваше желание развить в ребенке музыкальные таланты натолкнулось на элементарное отсутствие у него способностей? Во-первых, не отчаиваться и ни в коем случае не ставить крест на музыкальной карьере ребенка. Ведь вы не раз замечали, что будучи маленьким, ваш ребенок пытался подпевать или танцевать под музыку. Это значит, что восприятие музыки заложено в него самой природой. А остальное – дело техники в буквальном смысле. Смело беритесь с малышом за руки и идите в музыкальную школу. Педагоги с радостью принимают детишек, вне зависимости от наличия способностей. Ведь музыкальные способности – это целый комплекс навыков, таких как музыкальная память, чувство ритма, моторика и координация рук. Навыков, которые можно и нужно развить в будущем исполнителе. Даже отсутствие слуха – не беда, грамотный педагог сможет развить его с нуля. От вас и вашего музыканта требуется только известное усердие и настойчивость.

Нередки случаи, когда ребенок, начав ходить на занятия музыкой, теряет интерес и глаза его уже не горят, а для того, чтобы усадить его за инструмент, требуется немало усилий. Некоторые мамы тоже сдаются, утешая себя мыслями о том, что детских кружков и секций много, и не каждому предписано родиться гениальным пианистом. Но это не верно. Не пытаясь настаивать на обязательности занятий, вы тем самым показываете ребенку, что любое дело можно начать и бросить по желанию. Малыш должен понимать, что не все дается просто, и что трудности даны человеку, чтобы их преодолевать. Помогите ему найти в себе силы. Если ребенок просто устал от классических мотивов, подарите ему магнитофон. И позвольте слушать любую музыку, которая ему нравится, даже если это противоречит вашим вкусам. Многие дети, владеющие тем или иным музыкальным инструментом, помимо заданных пьес часто пытаются подобрать любимые мелодии. А свобода выбора музыки подталкивает маленького музыканта к созданию собственных произведений. И пусть они звучат пока примитивно, вполне вероятно, что со временем его композиции будут вызывать у вас восторг.

Бывает и так, что занятия в музыкальной школе по каким-то причинам невозможны. Но и здесь не все потеряно. Ведь главное – это желание, а возможности найдутся всегда. В любом книжном магазине можно найти самоучитель игры на гитаре, фортепиано или барабане. Правда, стоит отметить, что заниматься с ребенком вам придется самостоятельно, или же приглашать репетитора. Главное – мама должна показывать свою заинтересованность в занятиях ребенка. Даже если у мамы нет музыкального образования, помочь ребенку выучить сложные знаки нотной грамоты можно. Не заставляйте малыша учить произведение, которое ему не нравится. Не усаживайте за инструмент насильно и не наказывайте его, если он не выучил пьесу. В конце концов, занятия музыкой – процесс творческий, поэтому и подход к этому делу должен быть соответственным.

Ребенок, дни которого наполнены музыкой, умеет прислушиваться к своим мыслям и чувствам. А это в будущем обязательно поможет ему в становлении своей личности. И если даже музыкальное образование не войдет в список увлечений вашего ребенка, не ограничивайте его общения с миром звуков. Здесь вы можете только наблюдать и слегка корректировать его предпочтения, ориентируясь на возраст ребенка и личности самих исполнителей.

И как бы ваши вкусы ни расходились со вкусами ребенка, его интерес к музыке говорит о том, что перед вами настоящий, чувствующий Человек.

Раньше музыкальному воспитанию детей уделяли много внимания, музыкальная школа была пунктиком заботливых родителей, это был символ благополучной семьи. В настоящее время приоритеты немного сместились, и обучение музыке ребенка считается скорее прихотью взрослых, чем необходимостью. А напрасно: музыкальное воспитание – важный этап гармоничного развития личности.

Никто не говорит, что нужно непременно отдавать ребенка«через не хочу»в музыкальную школу фортепиано или гитары либо заставлять петь в школьном хоре. Все-таки не всем дано быть великими

музыкантами,композиторамии певцами. А вот научить ребенка разбираться в музыке, развивать музыкальный слух и чувство ритма просто необходимо.

Музыкальное воспитание очень важно для развития ребенка в раннем возрасте. Занятия музыкой помогут развить у малыша художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.

1.Начинать музыкальное воспитание оптимальнее всего – еще до рождения ребенка. Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме рекомендуется почаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего – классические произведения). Специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, развивается быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.

2. Для музыкального воспитания новорожденного сделайте музыкунеотъемлемой частью вашего дня.Обычно дети хорошо воспринимают классику имягкий джаз. Спокойным детям ставьте мелодии в темпе «аллегро», бравурные, маршевые, подвижные народные; легко возбудимым – мелодичные и более протяжные.Характер музыки также стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а во время массажа, купания и перед сном – спокойная и плавная.

Купите специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких меломанов. Малышам тяжело воспринимать сложные композиции со множеством инструментов и второстепенными мелодиями. А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.

3. В первом полугодии вы просто знакомите малыша с музыкой, после 6 месяцев попробуйте привлекать ребенка к активным действиям. Познакомьте ребенка с ритмом: предлагайтетрясти погремушкой,хлопать в ладоши, бить в барабан или бубен.Учите, помогайте карапузу, но давайте и свободу действий.

4. В 2-3 года можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок на барабане, бубне, ложках, трещотках. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты: ксилофон о металлофон.

5. Музыкальное воспитание детей старше 4 лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки. Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить распознавать их на слух.

Пора объяснить ребенку основные музыкальные понятия. Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор–это весело, а минор–грустно.

Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор. Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию–рисование под музыку отлично развивает творческие способности.

6. Важный элемент музыкального воспитания детей – концертные залы и театры. Конечно, вести малыша в консерваторию еще рановато, но разнообразные музыкальные детские спектакли, балеты, концерты – отличная альтернатива. Подготовьте увлекательный рассказ для детей с интересными фактамио музыкантах,композиторах,произведениях.

7. Дома в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские мюзиклы.

Например, детские фильмы «Мэри Поппинс, до свидания», «Синяя птица»,«Мама»,«Звуки музыки», «Серенада Солнечной долины»,«Поющие под дождем»,мультфильмы Уолта Диснея «Золушка», «Русалочка»,«Спящая красавица»,«Красавица и чудовище»,«Фантазия»и др., музыкальные мультфильмы «Пластилиновая ворона»,«Волк и семеро козлят на новый лад»,«Коробка с карандашами»,«Голубой Дунай»,«Щелкунчик», «Контакт» и т.д.

8. Пробудить интерес ребенка к музыкальным произведениям можно при помощи детских мелодий и песен. Разучивайте с малышом веселые мотивы и устраивайте музыкальные вечера для родных и близких. Это стимулирует проявление талантов и дает толчок раскрытию творческого потенциала.

9. Существуют всевозможные музыкальные обучающие программы: обучение цифрам, буквам,иностранному языку,правилам дорожного движения и т.п. Такие программы также можно использовать в музыкальном воспитании ребенка.

10. В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может быть дополнено самостоятельным воспроизведением. Можно ограничиться маракасами итрещотками(не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, возможно, стоит записать его в музыкальную школу.

Музыкальное воспитание с раннего возрастастимулирует развитие художественного вкуса ребенка, чувства к прекрасному и любовь к искусству, что является залогомгармоничного развития ребенка. Откройте для малыша прекрасный мир музыки!

0011

Вверх