>
Версия для слабовидящих

Советы родителям будущего первоклассника - Цыкалова Л.П.

Что можно перекусить на перемене Вашему будущему отличнику.

Редкий ребёнок откажется перекусить на школьной переменке булочкой или шоколадкой. Всё бы ничего, только эти продукты способствуют резкому повышению в крови уровня глюкозы, после чего происходит такой же быстрый спад и, как следствие, умственная усталость. Чтобы избежать этого, диетологи рекомендуют давать школьнику с собой финики, курагу или грецкие орехи. За счёт содержания сложных углеводов эти продукты обеспечивают постепенное поступление свежих порций глюкозы в кровь. Кроме того, помогают запоминать информацию, быть собранным и внимательным и меньше уставать от школьных нагрузок. Успеваемость школьников зависит и от количества выпиваемой в течение дня воды. Даже незначительное снижение её уровня ведёт к ухудшению умственной деятельности. Поэтому следите, чтобы ребёнок выпивал не менее 7-8 стаканов воды в день, и обязательно давайте с собой в школу бутылочку негазированной воды.

Какие канцтовары необходимы Вашему первокласснику

Долгожданное 1 сентября всё ближе и ближе. Эмоциональный фон родителей и деток растёт тоже «не по дням, а по часам». Хочется же собрать малыша в школу, чтобы он был «самым-самым», при этом не сильно «продырявливая» семейный бюджет. А, учитывая нехитрые рекомендации «бывалых», сделать это совсем не сложно. Для первоклашки (каким бы взрослым он вам не казался) играет огромную роль  «груз» образования. Вернее, вес того, что нужно будет каждый день носить в школу  на своих пока еще неокрепших плечиках. А заодно, будет, на чём покататься зимой с горки. Поэтому, выбирая ранец для карапуза, важно учитывать не только красивый внешний вид, но и:

  • вес (не больше 700 граммов),
  • прочная спинка с ортопедическими вставками,
  • широкие лямки,
  • «устойчивый» низ, чтобы не падал возле парты,
  • материал должен быть прочным и моющимся,
  • много кармашков и всяких отделений,
  • верхняя ручка желательна пластмассовая (тканевая будет передавливать  руку),
  • со светоотражателями (зимой ведь темнеет рано, а машины ездят везде),
  • ну и конечно же, именно ранец. Не портфель и не рюкзак. Чтобы вес равномерно распределялся на оба плечика, не искривляя спинку.

В первое отделение кладём тетрадки. Выбор тетрадей сейчас просто огромен. Для первоклашки  выбираем  тетради не яркие. Учителя рекомендуют совсем без картинок (но малыши категорически против). Поэтому ищем компромисс – «сдержанные» тона с одним любимым мультяшным героем. Тетради лучше (вернее, легче) покупать тонкие, в твёрдой обложке с закруглёнными уголками,  с полями, с местом для подписи.  Бумага внутри должна быть белая  и гладкая (но не глянцевая), средней плотности (не газетная) и разлинованная бледно-серым или голубым цветом, 12-18 листов. Выбирая ручку, подержите её в руках. Если она  лёгкая, с прорезиненной (или рифленой) вставкой,  с тоненьким светлым стержнем (толстый будет «мазаться») и шариковая, то — покупайте.  И учтите тот факт, что ручки будут постоянно теряться. И ругать за это малыша совершенно бесполезно. Поэтому, если у вас в семье появился школьник, чем больше ручек, тем лучше. Карандаши нужны как простые, так и цветные. Простые лучше  брать в пластиковом корпусе (меньше бьются)  с  грифелем средней «тонкости» и «мягкости» желательно без ластика. Качество цветных карандашей отличается их «устойчивостью к падениям» с различной высоты. Слишком дорогие, профессиональные, пастельные (они будут не яркие) в первом классе пока не нужны. Да и оптимальное количество цветов – двенадцать.

К карандашам нужен ластик и точилка. Научите малыша заранее ими пользоваться. Точилка нужна с коробочкой для мусора, а ластик – из каучука (он хоть и дороже, но качественнее). Пенал может быть в твёрдой и мягкой упаковке, как с наполнением, так и пустой. Обычно укомплектован пенал не совсем качественными вещами, теми, что можно купить «в нагрузку». Поэтому, лучше мягкий (он, опять же, легче) и без наполнения. Корректор обыкновенный, с кисточкой. Какой же первоклашка без ошибок и помарок?! Линейки практичнее выбирать деревянные не более 15-20см. Они меньше ломаются и помещаются в пенал. Папки и обложки для тетрадей – обязательно плотные. Удобны те, что на кнопках. Хотя почти все дети в папки тетради не складывают. Лучше   дополнительное отделение в ранце. Пластилин зачастую рекомендуют флюросентный или восковой (и ярче, и мягче). Но внимательно смотрите на изготовителя. Наличие вредных примесей здоровее малыша не сделают. А заниматься лепкой, конечно же, удобнее на  специальной доске. Краски лучше купить акварельные, можно медовые. Но, опять же, обратите особое внимание на состав. И не забудьте про кисточки и фартук. Дневник нужен первоклашкам чисто теоретически, из соображений: «Какой же школьник без дневника». В первом классе еще не оценивают, но для удобства родителей учитель делает заметки. Ещё понадобятся цветная бумага, ножницы (с закруглёнными концами),картон, клей карандаш или ПВА на Ваше усмотрение. Фломастеры лучше выбирать не самые дешёвые (могут быть заправлены  ядовитым раствором и высыхают также быстро как дешево стоят). На водной основе — более подходящий вариант. Мешочек для обуви должен быть яркий, вместительный и не похожий ни на чей. Это только примерный перечень. Конечно же, в каждой школе свои требования. Поэтому, на предварительном собрании все учителя дополняют этот список, дают свои рекомендации, основанные на опыте предыдущий поколений.

С конца августа до середины сентября школьных базаров работает очень много, но всё-таки покупать канцтовары надёжнее в магазинах. Во-первых, там всегда можно спросить сертификат качества на конкретный товар, во-вторых, вернуть или обменять, в случае, если вам что-то не подходит (не нужно или при тщательном осмотре в домашней обстановке нашли дефекты). Конечно же, качество должно быть не китайское, так как ненадёжность – полбеды, а вот наличие вредных примесей, например, в клее, пластилине, фломастерах и т.д., — это уже серьёзная неприятность.

И, покупая канцтовары, возьмите с собой будущего первоклассника. Пусть он тоже принимает участие в праздничной подготовке  к 1 Сентября. Есть, правда, шанс, что он захочет выбрать не совсем то, что вы присмотрели, но на этот случай заручитесь поддержкой продавца-консультанта (часто малыши прислушиваются к мнению взрослых  посторонних людей). Малыш будет вам благодарен за предоставленный ему выбор и горд от того, что справился  - выбрал всё самое-самое. Быть может, даже станет бережнее относиться к приобретённым вещам.  Поэтому 1 Сентября ваш новоиспечённый ученик будет на чуточку больше гордиться своим новым статусом, внешним видом, портфелем и  тем, что лежит в нём, ведь он САМ его собирал!

Памятка родителям, будущих первоклассников.

Будущий первоклассник в области развития речи должен:

  • уметь четко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звуки в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.; 
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
  • уметь составлять небольшой рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
  • уметь составлять несколько описательных предложений: о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • знать автора прочитанного стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.
  • В области элементарных математических представлениях:
  • знать цифры от 0 до 10;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 5 до 10, от 6 до 2 и т.д.;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки  +,  -,  =,  <,   >;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 6 меньше 8, 3 >2 , 7 =7);
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь измерять отрезки с помощью линейки;
  • уметь составлять и решать простейшие задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь ориентироваться в пространстве: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между»,  ориентироваться на листе бумаги;

В области представления об окружающем мире будущему школьнику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, весна— появляются  листья на деревьях, зеленеет трава, прилетают птицы...); 
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме всего этого, ребенок, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе,  какой улице, в каком доме, несколько других стран.
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • звать правила поведения в общественных местах и на улице.
  • Несколько советов родителям будущих первоклассников.
  • Помните: дети, как и мы, взрослые, нуждаются в успехе!

Запомните слагаемые школьного успеха:

  • психофизическое здоровье;
  • интерес к школе, желание учиться, стать школьником;
  • желание и умение общаться с окружающими;
  • положительное самоощущение, самооценка;
  • нравственно-волевая готовность;
  • специальная готовность (умение писать, читать, считать).

Как правильно общаться с ребенком:

  • безусловно, принимайте его таким какой он есть;
  • активно слушайте его переживания, мнения
  • как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма, записки;
  • не вмешивайтесь в его занятия, если он может справиться самостоятельно;
  • помогайте ему, когда он вас об этом не просит;
  • поддерживайте и отмечайте его успехи;
  • рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами;
  • разрешайте конфликты мирно;
  • используйте в обращении фразы, вызывающие положительные эмоции;
  • обнимайте и целуйте друг друга чаще, не скупитесь на ласку.

4. Укрепляйте здоровье будущего первоклассника дома:

  • соблюдайте режим дня;
  • обеспечьте ребенку рациональное питание;
  • обеспечьте ребенку полноценный сон;
  • больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе;
  • соблюдайте профилактические санитарно0гигиенические процедуры в течении дня;
  • проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом.

ТЕСТ

«Готов ли родитель к школе?»

Выберите наиболее близкий вариант утверждения.

  • Часто ли Вы с ребенком опаздываете (в гости, в детский сад и т.д.?)
  • Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?
  • Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?
  • Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?
  • Затруднительно ли для Вас оказывать помощь Вашему ребенку при выполнении им домашних заданий?
  • Следите ли вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были  хорошо заточенные карандаши, заправленные фломастеры, краски и бумага для поделок?
  • Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?
  • Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому?
  • Делится ли ребенок с Вами тем, что волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его спросите об этом?
  • Купили ли Вы его  (или только собираетесь купить) будущему первокласснику портфель? Считаетесь ли при выборе покупки с его мнением?

Оценка результатов опроса

1.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,2,5,7,9,10.

Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточна готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка скорее всего возникнут затруднения в 1 месяцы обучения , что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда. Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя и, следовательно, переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную причину своих неприятностей. И вряд ли Вы сможете ему помочь, так как он не привык делиться с Вами своими трудностями.

2.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №2,4,6,7,8, 10.

Вы заблоговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе.

Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий.  Он может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.

3. Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,3,4,5,7,9.

Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него соре всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае, возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации к учебной деятельности, а также физическим перегрузкам.

0011

pravo

171fc14b49a79ea979710de5b3402b30 XL

Вверх